Пятый урок. Виды исма.

 

Он сказал: Его аснафы (виды): исмуль джинс (имя нарицательное), аль-гIалам (имя собственное), аль-мугIраб (имя изменяемое по окончаниям) и его тавабигIы (имена следующее за мугIрабом), аль-мабнийю (имя неизменяемое по окончаниям) , аль-мусанна (имя двойственного числа), аль-маджмугI (имя множественного числа), аль-магIрифат (определенное имя) и ан-накират (неопределенное имя), аль-музаккар (имя мужского рода) и аль-муаннас (имя женского рода), аль-мусагъгъар (уменьшительное имя), аль-мансуб (относительное имя), асмауль гIадад (имена числительные), аль-асмауль муттасилату биль-афгIали (имена связанные с глаголами). Я говорю: Слово «аснафы» означает виды, то есть, поистине виды исма (имени) упомянутые в этой книге ограничены в пятнадцати видах. Первый это исмуль джинс (имя нарицательное), и он это – то что указывает на что ни будь неопределенное, и на то, что похож на него (т. е. на неопределенное), как например слово رَجُلٌ. Второй это аль-гIалам (имя собственное), и он это – то, что указывает на что ни будь определенное и не охватывает что то другое с одним установлением, как например слово زَيْدٌ. Третий это аль-мугIраб (имя изменяемое по окончаниям), и он это – то что его окончание изменилось по разнообразию гIамилов (управляющих слов), в произношении, как например слово زَيْدٌ или в подразумевании, как например слово سُعْدَى. Четвертый это тавабигIы то есть имена следующее за мугIрабом,  и это – каждое второе слово окончание которого изменено на игIраб предыдущего слова, с одного направления, как например слово الْعَالِمُ в предложении زَيْدٌ الْعَالِمُ قَائِمٌ. Пятый это аль-мабнийю (имя неизменяемое по окончаниям) и это – то, сукун окончания которого, и огласовка,

не посредством гIамила (управляющего слова) как например: مَنْ и أَيْنَ и حَيْثُ и هَؤُلَاءِ. Шестой это аль-мусанна (имя двойственного числа) и он это – то, что в его конец добавлена буква алиф или буква я с огласовкой фатха на предыдущей букве, и буква нун огласованная касрой, будучи заменой огласовки и танвина, например: حَائَني مُسْلِمَانِ и رَأَيْتُ مُسْلِمَيْنِ и مَرَرْتُ بِمُسْلِمَيْنِ. Седьмой это аль-маджмугI (имя множественного числа), и он это – то, что указало на единицы, на одну из которых указывает его единственное число как например: زَيْدُونَ и رِجَالٌ и هِنْدَاتٌ. Восьмой это аль-магIрифат (определенное имя), и он, это – то, что указывает на что то определенное как например: أَنَا и أَنْتَ. Девятый ан-накират (неопределенное имя) и он это – то, что указывает на что то неопределенное как например: غُلَامٌ. Десятый аль-музаккар (имя мужского рода), и он это – то, что его конец свободен от буквы «та» для женского рода, и от обоих алифов, от краткого алифа и  длинного алифа, как например: رَجُلٌ. Одиннадцатый аль-муаннас (имя женского рода), и он это – то, что в его конец добавлено одно из них как например слово: مَرْأَةٌ И حُبْلَى И حَمْرَاءُ. Двенадцатый аль-мусагъгъар (уменьшительное имя), и это – то, что его первая буква огласованна заммой, вторая огласованна фатхой, и до третьей добавлена буква йа с сукуном как например: رُجَيْلٌ.

Тринадцатый аль-мансуб (относительное имя), и он это – то, что в его конец соединена буква йа с ташдидом (удвоением) указывающая на отнесение чего нибудь к нему (т. е. к тому слову к которому в конец присоединена буква йа). Четырнадцатый асмауль гIадад (имена числительные), и они это – имена (исмы) которыми ты считаешь предметы, как например: وَاحِدٌ (один), اِثْنَانِ (два) и ثَلَاثَةٌ (три) и другие. Пятнадцатый аль-асмауль муттасилату биль-афгIали (имена связанные с глаголами), они это – имена (исмы) в которых есть смысл глагола, как например: عِلْمٌ (знание),  عَالِمٌ (знающий), عَلِيمٌ (знающий), مَعْلُومٌ (известный), اَعْلَمُ (более знающий). Эти пятнадцать вещей, они виды исма (имени), каждая из которых будет рассказана вместе с тем что связано с ней, в этой книге, по порядку.