- Третья частица إِلَى (ила)
- и у нее два значения
- первое из них, для завершения цели
- например: я отправился с Басры
- в Куфу (или: до Куфы)
- то есть, завершение моего хождения
- из Басры
- в Куфе (или: до Куфы)
- Второе, в значение مَعَ (маа - означающее: с, вместе)
- и его мало (то есть в таком значении эта частитца используется редко),
- подобно слову Всевышнего:
- وَيَزِدْكُمْ قُوَّةً إِلَىٰ قُوَّتِكُمْ
- то есть, с вашей силой
- и подобно слову Всевышнего
- وَلَا تَأْكُلُوٓاْ أَمْوَٰلَهُمْ إِلَىٰٓ أَمْوَٰلِكُمْ
- то есть с вашими имуществами
- и тому подобное
- Четвертая, частица فِِي (фи)
- и у нее два значения
- первое из них
- для обстоятельства,
- и обстоятельство
- это вхождение чего-либо
- в другое
- в истинном значении (то есть в прямом смысле)
- или в переносном значении (то есть в иносказательном смысле)
- пример истинного значения:
- например: вода
- (находится) в кувшине
- и, имущество
- (находится) в кошельке
- пример для переносного значения:
- например: спасение
- (находится) в правде
- так же как гибель
- (находится) во лжи
- второе в значении عَلَى ('ала - на, над)
- и его мало
- подобно слову Всевышнего:
- وَلَأُصَلِّبَنَّكُمْ فِى جُذُوعِ ٱلنَّخْلِ
- т.е. на стволах финиковых деревьев
- Пятая частица اللَّامُ (лям - لـِ - для и т. п.)
- и у нее много значений
- первое из них для введения в собственность
- например: имущество для Зейда (т.е. принадлежит Зейду)
- второе для назначения
- например: попона для лошади (т. е. назначена для лошади)
- третье для объяснения причины
- например: я ударил Зейда
- для воспитания (то есть по причине воспитания)
- четвертое в значении عَنْ ('ан)
- когда используется со словом الْقَوْلُ (кавль)
- подобно слову Всевышнего:
- قَالَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ لِلَّذِينَ ءَامَنُواْ
- то есть, о тех которые уверовали
- Пятое добавочное (безнадобное)
- подобно слову Всевышнего
- رَدِفَ لَكُم
- то есть, он следовал за вами
- Шестое в значении بَعْدُ ( ба'д - после)
- подобно слову Всевышнего
- أَقِمِ ٱلصَّلَوٰةَ لِدُلُوكِ ٱلشَّمْسِ
- то есть, после отклонения Солнца
- седьмое в значение غَيْرُ (гайру - кроме)
- подобно слову Всевышнего
- لَا يُجَلِّيهَا لِوَقْتِهَآ
- то есть, кроме как в свое время
- Шестая частица رُبَّ (рубба)
- и она для ограничения
- и для нее (то есть, ей принадлежит)
- начало предложения
- и она обособляется
- с неопределенным именем,
- описанным
- например: мало мужчин
- щедрых
- которых я встретил
- Седьмая частица это عَلَى ('ала - на, над)
- и она для возвышения
- например: Зейд
- на крыше,
- и над ним
- долг
- Восьмая частица это عَنْ ('ан - от, из, о, об)
- и она для отдаленности
- и перехода
- например: я пустил стрелу
- из лука
- т. е. перешла
- моя стрела
- из лука
- и также
- когда ты говоришь
- до меня дошло
- от Зейда
- известие
- его значение:
- от него перешло
- известие
- девятая частица это الْكَافُ (кяф - كـَ - подобно, как)
- у нее два значения
- их первое, для уподобления
- например: Зейд подобен льву
- уподоблением
- в переносном значении
- из-за его храбрости
- не в прямом смысле
- второе добавленное (для усиления)
- подобно слову Всевышнего
- لَيْسَ كَمِثْلِهِۦ شَىْءٌ
- то есть, нет Ему подобного
- ничего
|
- والثالث الــي
- ولها معنيان
- احدهما لانتهاء الغاية
- نحو سرت من البصرة
- الي الكوفة
- يعني انتهاء سيري
- من البصرة
- الي الكوفة
- والثاني بمعني مع
- وهو قليل
- كقوله تعالي
- ويزدكم قوة الي قوتكم
- اي مع قوتكم
- و كقوله تعالي
- ولا تأكلوا اموالهم الي اموالكم
- اي مع اموالكم
- و ما اشبه ذلك
- والرابع في
- ولها معنيان
- احدهما
- للظرفية
- و الظرف
- حلول الشيء
- في غيره
- حقيقة
- او مجازا
- مثال الحقيقة
- نحو الماء
- في الكوز
- والمال
- في الكيس
- و مثال المجاز
- نحو النجاة
- في الصدق
- كما ان الهلاك
- في الكذب
- و الثاني بمعني علي
- وهو قليل
- كقوله تعالي
- ولأصلبنكم في جزوع النخل
- اي علي جزوع النخل
- والخامس اللام
- ولها معان
- احدها للتمليك
- نحو المال لزيد
- و الثاني للتخصيص
- نحو الجل للفرس
- والثالث للتعليل
- نحو ضربت زيدا
- للتأديب
- و الرابع بمعني عن
- اذا استعمل مع القول
- كقوله تعالي
- قال الذين كفروا للذين امنوا
- اي عن الذين امنوا
- والخامس زائدة
- كقوله تعالي
- ردف لكم
- اي ردفكم
- والسادس بمعني بعد
- كقوله تعالي
- اقم الصلاة لد لولك الشمس
- اي بعد دلوك الشمس
- والسابع بمعني الغير
- كقوله تعالي
- لا يجليها لوقتها
- اي غير وقتها
- والسا دس رب
- وهي للتقليل
- ولها
- صدر الكلام
- و تختص
- باسم نكرة
- موصوفة
- نحو رب رجل
- كريم
- لقيته
- والسابع علي
- وهي للاســـتعلاء
- نحـــو زيد
- عــلـــي الســـطـــح
- وعــليــه
- ديــن
- والثامن عن
- وهي للبعد
- والمجاوزة
- نحو رميت السهم
- عن القوس
- اي تجاوز
- سهمي
- عن القوس
- وايضا
- اذا قـلت
- بلغني
- عن زيد
- حديث
- فمعناه
- تجاوز عنه
- حديث
- والتاسع الكا ف
- ولها معنيان
- احدهما للتشبيه
- نحو زيد كالاسد
- تشبيها
- مجازيا
- لشجاعته
- لا تحقيقا
- و الثاني زائدة
- كقوله تعالي
- ليس كمثله شيء
- اي ليس مثله
- شيء
|
|