Урок тридцать второй. Частицы ставящие в сослагательное наклонение

Глава (о навасибуль музариг1)

Частиц ставящих музариг1 в насб, четыре. Первая أَنْ, например,يُعْجِبُنِي أَنْ تَجِيءَ. Вторая لَنْ, например, لَنْ أَبْرَحَ الْأَرْضَ. Третья كَيْ, например, لِكَيْلَا تَأْسَوْا. Четвёртая إِذَنْ, например, إِذَنْ أُكْرِمَكَ, в ответ тому кто сказал أُرِيدُ أَنْ أَزُورَكَ.

Его (т.е. музариг1) ставят в насб с помощью частицы أَنْ будучи допустимо подразумеваемой, после لَامُ كَيْ, например, جِئْتُ لِأَزُورَكَ.

Его ставят в насб с помощью частицы أَنْ будучи обязательно подразумеваемой, в пяти местах. Первое после لَامُ الْجُحُودِ, и это та которая находится после مَا كَانَ или لَمْ يَكُنْ, например, مَا كَانَ الله لِيُعَذِّبَهُمْ и لَمْ يَكُنِ الله لِيَغْفِرَ لَهُمْ. Второе после حَتَّى, например حَتَّى يَرْجِعَ إِلَيْنَا مُوسَى. Третье после أَوْ например لَأَلْزِمَنَّكَ أَوْ تُعْطِيَنِي حَقِّي. Четвёртое и пятое это после частиц و и ف, с условием чтобы им предшествовало одно из девяти вещей, поставленных в стихотворной форме в слове сказавшего:

Повели, взывай, запрети, спроси, предложи, побуди

Желай, надейся. Также законченное отрицание

Пример повеления (амра) زُرْنِي فَأَزُورَكَ, а пример взывания (дуг1а) رَبِّ وَفِّقْنِي وَأَعْبُدَكَ, а запрета (нагья) لَا تَنْهَ عَنْ خُلُقٍ وَتَأْتِيَ مِثْلَهُ, а вопроса — и это истифгьам – هَلْ أَسْأَلُكَ وَ تُجِيبَنِي, а предложения (г1арза), подобно أَلَا تَنْزِلُ بِنَا وَتُصِيبَ خَيْرًا, а побуждения (тах1зиза) هَلَّا أَكْرَمْتَ زَيْدًا وَيَشْكُرَ, а желания (таманния), подобноأَلَا لَيْتَ الشَّبَابُ يَعُودُ يَوْمًا وَأُخْبِرَهُ بِمَا فَعَلَ الْمَشٍيبُ, а надежды (тараджия), подобно لَعَلِّي أُرَاجِعُ الشَّيْخَ وَيُفَهِّمَنِي. И ف (фа) занимает место و (вав), во всём упомянутом.