Пятнадцатый урок. Склонение несклоняемого

Он сказал: Каждый несклоняемый г1алам, склоняется при вводе в неопределённость, в большинстве случаев.

Я говорю: Когда автор освободился от упоминания причин, которые отвергают от склонения и от того что связано с ними, он захотел указать на правило, очень полезное для тебя. Это то, что поистине причина, не являющаяся г1аламийятом[1], полностью от исму[2] никак не устраняется. Что касается г1аламийята, то это иногда устраняется с намерением ввода в неопределённость, то есть в общность в этом исму, например: رُبَّ اَحْمَدٍ كَرِيمٍ لَقٍيتُهُ. И тогда смотрят, если г1аламийят в этом исму не является причиной для несклоняемости, то этот исму не становится склоняемым из-за его устранения, как например слово مَسَاجِدُ когда превращается в  г1алам и его вводят в неопределённость. Если же г1аламийят является причиной для несклоняемости, то этот исму склоняется посредством ввода его в неопределённость, в большинстве случаев, например, اَحْمَدُ. Потому что исму, также как становится несклоняемым из-за поступления г1аламийята, становится склоняемым с помощью его устранения. Он сказал  в большинстве случаев, чтобы предостерегаться от таких примеров как اَحْمَرُ, поистине это слово является несклоняемым из-за формы глагола и васфу[3], если же его сделать г1аламом, то тогда тоже не склоняется из-за формы глагола и г1аламийята, и в этом случае в нём не рассматривается васфу, так как он (васфу) является противоположным для г1аламийята, и когда его вводят в неопределённость он не становится склоняемым, напротив остается также несклоняемым, потому что васфу устранённый г1аламийятом возвращается после устранения г1аламийята. Это по мнению Сибавайгьи[4], а Ахфаш[5] считает его склоняемым.

 


[1] Г1аламийят - это чтобы слово было собственным именем, что в грамматике арабского языка является определенным.

  [2] Имя – слово которое само по себе указывает на значение не связанное со временем.

  [3] Васфу означает описание.

[4] Абу́ Бишр Амр ибн Усма́н аль-Басри́, известный как Сибаве́йхи (араб. سيبويه‎; около 760 — около 797) — арабский филолог, представитель басрийской языковедческой школы. Далее в Википедии

[5] Абуль-Хаттаб Абдуль-Хамид ибн Абдуль-Маджид, более известный как аль-Ахфаш аль-Акбар/аль-Кабир (араб. الأخفش الأكبر أو الكبير‎, ум. в 793 году). Далее в Википедии